Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счёте на совершенствование содержания коррекционно-образовательной деятельности, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития каждого обучающегося.

Цель методической работы: создание организационно-содержательных условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, регулярного обновления знаний, совершенствования содержания коррекционно-образовательной деятельности, внедрения в практику современных наиболее результативных педагогических и коррекционно-развивающих технологий.

Направления методической работы:

· оказание методической помощи учителям в освоении и реализации инновационных образовательных технологий в контексте требований ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями;

· разработка программно-планирующей документации (АООП, рабочие программы, специальные индивидуальные программы развития и др.)

· повышение профессиональной компетенции и уровня квалификации педагогов;

· обмен педагогическим опытом посредством взаимопосещения уроков, организации работы методических объединений учебно-воспитательных корпусов школы;

· обобщение педагогического опыта и презентация его педагогическому коллективу школы;

· распространение опыта работы педагогов школы через проведение семинаров-практикумов, участие в конференциях, публикации;

· разработка, составление и подготовка к изданию программно-методических материалов и учебно-методических пособий;

· организация предметных недель;

· управление качеством образования: реализация программы мониторинга освоения обучающимися АООП;

· методическое сопровождение молодых специалистов;

· оказание методической помощи учителям, выходящим на аттестацию.

Наличие методических объединений в 2020 году

В 2020 году в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3» функционировали следующие методические объединения:

  • методическое объединение учителей, реализующих АООП образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР (вариант 2) в условиях учреждения интернатного типа (на базе учебно-воспитательного корпуса школы по ул. Ляпустина, 4) – руководитель: учитель первой квалификационной категории Колочкова Д.А. (17 педагогов);
  • методическое объединение учителей и специалистов, реализующих АООП образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР (вариант 2) (на базе учебно-воспитательного корпуса школы по ул. Красина, 37) – руководитель учитель-логопед высшей квалификационной категории Пирогова Г.Н. (18 педагогов);
  • школьная методическая кафедра логопедии – руководитель: учитель-логопед высшей квалификационной категории Пирогова Г.Н. (8 учителей-логопедов);
  • методическое объединение тьюторов и специалистов коррекционного блока (на базе учебно-воспитательного корпуса школы по ул. С. Ковалевской, 10) – руководитель: тьютор первой квалификационной категории Клепикова Е.И. (6 специалистов).
  • Работа методического объедения учителей учебно-воспитательного корпуса школы по ул. Ляпустина, 4 осуществлялась по общей методической теме «Применение технологий коррекционно-педагогической работы с обучающимися с глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития». В 2020 году педагоги методического объединения работали над актуальной для практики проблемой: разработка электронных уроков для обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР, реализация АООП (вариант 2) с применением дистанционных образовательных технологий. В рамках заседаний методического объединения учителя обменивались новационным опытом разработки электронных уроков, использования программного обеспечения и технические средства для подготовки адаптированных дидактических материалов. Результатом методической работы в 2020 году стало создание банка видео-уроков и электронных дидактических материалов для обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР, воспитывающихся в условиях детского дома-интерната.

Подготовленные педагогами методические и дидактические материалы к электронным урокам, видео-занятия вошли в комплекс мер по совершенствованию методики преподавания детям-инвалидам с различными нозологиями при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения, а также по организации повышения квалификации педагогов (совместный проект с ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»), размещены на сайтах ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3», Института коррекционной педагогики РАО.

  • Работа методического объединения учителей и специалистов учебно-воспитательного корпуса школы по ул. Красина, 37 в 2020 году была направлено на освоение передовых технологий психологической и педагогической реабилитации обучающихся с интеллектуальными нарушениями, в том числе с ТМНР. Так, в 2020 году педагоги школы прошли обучение по программе «Сенсорная интеграция в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Полученные знания они применяют на практике, проводя коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ТМНР в оборудованной сенсорной зоне. С 1 сентября 2020 года на базе учебно-воспитательного корпуса школы педагоги практикуют интегрированные уроки с участием специалистов по сенсорной интеграции.

Результатом деятельности методического объединения стала трансляция практических результатов педагогической деятельности на областном вебинаре «Сенсорная интеграция в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития» (29.10.2020 г.).

Также методическим объединением создан банк электронных уроков по предметным и коррекционным курсам для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР. Эти материалы вошли в комплекс мер по совершенствованию методики преподавания детям-инвалидам с различными нозологиями при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения, а также по организации повышения квалификации педагогов (совместный проект с ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»), размещены на сайтах ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3», Института коррекционной педагогики РАО.

  • Школьная методическая кафедра логопедии в 2020 году работала над методической темой «Урок как целостная, динамичная и вариативная форма организации коррекционно-развивающего процесса и целенаправленного взаимодействия учителя-логопеда с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, в том числе с ТМНР». В рамках заседаний кафедры обсуждался опыт апробации и внедрения приёмов логопедической работы с различными категориями обучающихся, возможности применения метода сенсорной интеграции в коррекции языковых и речевых нарушений обучающихся с ТМНР, РАС. Одним из результатов работы кафедры в 2020 голу стало создание видеотеки логопедических занятий для применения их при организации индивидуального обучения на дому и дистанционного обучения.
  • Методическое объединение тьюторов и специалистов коррекционного блока является вновь созданным объединением, функционирует с 1 сентября 2020 года. Основными задачами деятельности методического объединения в 2020 году были:

разработка документации для работы тьютора в школе: программа тьюторского сопровождения, дневник наблюдений, план работы тьютора, мониторинг;

создание методической копилки с адаптированными дидактическими материалами для занятий, визуальными подсказками, мультимедийными презентациями и литературой для организации работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра.

Руководитель методического объединения тьютор Клепикова Е.И. прошла обучение по теме «Сопровождаемое проживание лиц с ментальной инвалидностью» на базе ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (сертификат).

Наличие методических объединений, профессиональных сообществ

С 2012 года по настоящее время на базе ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3» функционируют 2 областных методических объединения учителей предметной области «Технологии»:

— областное методическое объединение учителей трудового обучения по профилям «Цветоводство и декоративное садоводство, «Сельскохозяйственный труд» (руководитель: учитель высшей квалификационной категории Кашеварова Н.А.);

— областное методическое объединение учителей трудового обучения по профилю «Обувное дело» (руководитель: учитель высшей квалификационной категории Бадертдинова Р.Г.).

Наличие проблемных, творческих групп по актуальным вопросам образования с учетом специфики организации

В 2020 году в педагогическом коллективе ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3» для решения актуальных проблем практики и организации экспериментальной работы были созданы 4 творческие группы:

  • Проблемная (творческая) группа по разработке методических рекомендаций по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с использованием дистанционных образовательных технологий (руководитель: Семенова Е.В.);
  • Проблемная (творческая) группа по разработке и подготовке к изданию методических рекомендаций для педагогов по вопросам образования обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и информационных пособий для родителей обучающихся (руководитель: Семенова Е.В., состав: Закеряева Л.Н., Котова О.В., Сидорова А.А., Макарова Е.В., Колочкова Д.А.);
  • Проблемная (творческая) группа по разработке практического материала, включающего аттестационные задания для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 класс) (руководитель: Семенова Е.В., состав: Хаминова И.А., Шемятихина Т.В., Путяйкина Т.А.).
  • Проблемная (творческая) группа по разработке программы воспитания (руководитель: Ананичева Н.А.).
  • Результатом работы первой проблемной (творческой) группы стали подготовленные методические рекомендации по реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также разработанные рекомендации для родителей по организации досуга детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в домашних условиях. Данные рекомендации и подобранные развивающие игры и материалы по формированию навыков самообслуживания и хозяйственно-бытовых действий у детей размещены на сайте ОУ и направлены для использования в работе муниципальным образовательным учреждениями и подведомственным Министерству образования и молодежной политики Свердловской области образовательным организациям, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы.
  • Результатом методической работы второй проблемной (творческой) группы стала разработка и подготовка к изданию методических рекомендации для педагогов «Организационно-содержательные аспекты образования обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» (Закеряева Л.Н. с соавторами) и дидактического пособия для родителей и педагогов «Формирование социально значимых навыков у детей с особыми образовательными потребностями» (идея и оформление Сидоровой А.А.).

Методические рекомендации получили положительный отзыв рецензентов: Нугаевой О.Г., кандидата психологических наук, доцента кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» и Рудаковой Е.А., методиста федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».

  • Третья творческая (проблемная) группа была создана в рамках сотрудничества ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». Группа педагогов школы разрабатывала практический материал, включающий аттестационные задания для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с 1 по 4 класс, осваивающих АООП (вариант 1) и АООП (вариант 2). Разработанные творческой группой дифференцированные задания (для обучающихся с минимальным и достаточным уровнем освоения АООП 1 варианта) и примерные (возможные) задания для обучающихся по АООП 2 варианта вошли в методические рекомендации «Аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (1- 4 классы), которые является совместная разработкой Института коррекционной педагогики РАО, федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», регионального ресурсного центра, созданного на базе ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3».
  • Проблемная (творческая) группа по разработке программы воспитания, созданная в 2020 году, работала над разрешением актуального вопроса образования – обновление адаптированной основной общеобразовательной программы ОУ с учётом примерной программы воспитания. Творческая группа начала разработку инвариантных и вариативных модулей программы воспитания. Проект программы воспитания планируется к представлению и обсуждению на итоговом заседании педагогического совета в 2021 году.