В 2017-2018 учебном году в состав школьной научно-методической кафедры логопедии входит 5 учителей-логопедов, работающих в трех учебно-воспитательных корпусах школы: зав. кафедры – Пирогова Г.Н. (высшая КК) и Уржунцева О.В. (высшая КК) – на ул. Красина; Маргилевская Л.В. (высшая КК) – на ул. С.Ковалевской; Калупаева. Ф.А (1 КК) и Щербик Д.И. – на ул. Ляпустина.

Работа школьной научно-методической кафедры логопедии традиционно осуществляется по трём основным разделам:

  1. Учебная работа
  2. Методическая работа
  • Опытно-экспериментальная работа

Раздел «Учебная работа» включает в себя два неразрывно связанных и взаимодополняемых направления деятельности: диагностическое и коррекционно-развивающее.

Диагностика уровня речевого развития является важным элементом логопедического сопровождения учащихся с лёгкой, умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР), с расстройствами аутистического спектра (далее РАС).

Для решения данных задач применяются следующие формы и методы работы:

  • Индивидуальное логопедическое обследование обучающихся в начале  (с 01 по 15 сентября) и в конце (с 15 по 31 мая) учебного года;
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-логопедических занятий, коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»;
  • Консультирование учителей и родителей (законных представителей) по вопросу закрепления у обучающихся речевых и неречевых (альтернативных) навыков коммуникации, выработанных на логопедических занятиях, в учебной и повседневной жизни (соблюдение единых требований, выполнение домашних заданий и т.д.)
  • Работа с документацией:
  • заполнение речевых карт по результатам диагностического обследования;
  • подготовка логопедических представлений на школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк);
  • участие в составлении индивидуальных программ обучения письменной речи (чтению, письму) для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, испытывающих значительные трудности в освоении данных дисциплин;
  • планирование и реализация коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР, РАС.

 

                               

Практика показывает, что в работе с неговорящими детьми с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР, РАС вербальные способы передачи информации малоэффективны. Дети не всегда понимают обращённую речь. Вербальная коммуникация не может быть для них ведущей в социальной коммуникации. Развитие неговорящих детей требует поиска и использования иных средств, отличных от речевых, которые будут способствовать развитию индивидуальности каждого ребёнка.

Логопедическая работа с детьми с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР, с расстройствами аутистического спектра направлена на решение следующих задач:

  • Развитие понимания речи и выполнения простейших инструкций. Основу для этой работы составляет установление контакта с ребёнком с использование речевых и неречевых средств коммуникации (слово, мимика, жест);
  • Формирование умения выражать свои мысли с помощью речи и средств невербальной коммуникации, для чего используются предметы, картинки, символы, жесты;
  • Формирование правильного поведения ребёнка в окружающей среде, необходимых умений и навыков;
  • Обучение элементам глобального чтения и рисуночного письма;
  • Обогащение сенсорного опыта.

Раздел «Методическая работа»

Цель методической работы: совершенствование уровня педагогического мастерства учителей-логопедов, овладение ими эффективными методами и приемами логопедического сопровождения детей, для которых характерен низкий уровень речевой и познавательной активности, отсутствие мотивации к учебной деятельности.

При планировании методической работы коллектив кафедры стремится отработать те формы, которые реально позволили бы решить проблемы и задачи, стоящие перед логопедической службой.

Наиболее востребованными формами методической работы являются:

  • обучение на теоретических семинарах, организованных в школе и вне школы;
  • участие в научно-практических конференциях;
  • публикации;
  • общение с коллегами и изучение их опыта работы при взаимопосещении логопедических занятий;
  • проведение открытых логопедических занятий для учителей и родителей (законных представителей);
  • самообразование;
  • прохождение педагогической экспертизы профессиональной компетентности (аттестация).

Раздел «Опытно-экспериментальная работа»

Научно-методическое направление работы кафедры рассматривается как непрерывная деятельность по обучению педагогов и развитию кадрового потенциала, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, стимулированию творческого поиска педагогов, созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.  

 Педагоги кафедры логопедии неоднократно представляли опыт своей работы, а также продукты опытно-экспериментальной деятельности на городском, областном, региональном и всероссийском уровне.

За время работы школьной кафедры логопедии, подготовлены и опубликованы следующие материалы: 

  • Ларина А.В. Букваренок: тетрадь-пособие по формированию графического образа буквы у обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
  • Ларина А.В. Программно-методическое обеспечение логопедической работы с обучающимися с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью (методические материалы);
  • Пирогова Г.Н. Учебное пособие для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью «Почитай-ка. Гласные»;
  • Пирогова Г.Н. Учебное пособияе для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью «Почитай-ка. Согласные»;
  • Уржунцева О.В. Проектирование специальных индивидуальных образовательных программ для детей с расстройством аутистического спектра (методические рекомендации);
  • Уржунцева О.В. Разноуровневые упражнения по формированию навыков чтения у учащихся с ОВЗ.

План работы кафедры логопедии на 2017-2018 учебный год

 

Уржунцева О.В. Артикуляционная гимнастика

Маргилевская Л.В. Конспект урока логопедии 3 класс

Щербик Д.И. Логопедическое занятие 7 класс