Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель профориентационной работы в школе:

— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Приоритетными направлениями по созданию организационно-педагогических условий профориентации обучающихся с нарушением интеллекта в ГКОУ СО «Екатеринбургская школа 3» является:

Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

На этапе предпрофильного обучения в рамках уроков трудового обучения предлагается реализация образовательных программ.

Образовательная программа реализуется на следующих трудовых профилях

  • Обувной;
  • Санитарный;
  • Столярный;
  • Кулинарный;
  • Торговое дело;
  • Цветоводства и декоративного садоводства;
  • Подготовки младшего обслуживающего персонала;
  • Гончарный;
  • Дворницкое дело (на базе Екатеринбургского детского дома-интерната для умственно отсталых детей);

Содержание деятельности на этом этапе включает следующие направления деятельности:

– уроки трудового обучения;

– занятия по профессиональной ориентации с учащимися

– групповые занятия по развитию навыков эффективного взаимодействия с психологом;

– индивидуальную психолого-педагогическую поддержку учащихся;

– психолого-педагогическая поддержка семьи;

– профильные пробы на базе предприятий города, занятия по трудовой подготовке учащихся на базе  предприятий города на основании договора о сотрудничестве между школой, предприятием;

– диагностическое исследование динамики развития личности учащихся, исследование динамики развития профессионального самоопределения учащихся.

Профориентация  понимается нами как деятельность, направленная на профессиональную реабилитацию обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Поэтому программа профориентации включает в себя перечень конкретных мероприятий (специфических и неспецифических), проведение которых будет способствовать адекватному самоопределению подростка с умственной отсталостью на различных этапах профессиональной реабилитации.

Особое внимание в процессе сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями должно уделяться:

а) комплексной диагностической оценке исходя из психологических параметров, возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;

б) развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;

в) формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.

Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный (1-4 классы), это определение трудового прогноза на основании результатов медицинских и психологических данных обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

При этом результаты обследования позволяют выделить объективные параметры доступных нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определить соответствующий перечень показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности.

Второй этап профориентации – формирующий (коррекционный) (5-8 классы), где решаются задачи по ориентации детей на показанные им виды профессиональной деятельности с помощью комплекса психотерапевтических, коррекционных и психолого-педагогических средств.

Третий этап профориентации – адаптационный (9-10,11 класс), проводится в процессе фактического рационального трудоустройства (или в процессе профессионального обучения) и способствует безболезненному приспособлению к новым условиям профессиональной среды. Психологическое профессионально-диагностическое обследование позволяет оценить адекватность профессионального выбора ребенка его реальным психическим возможностям и выявить специфику психологических детерминант этого выбора.

В 9 классе обучающиеся проходят производственную практику на предприятии города с которым заключен договор о сотрудничестве. универсам «Кировский» — торговый профиль; комбинат питания ФГАОУ ВПО «УрФУ им.первого Президента России Б.Н. Ельцина» — кулинарный профиль. ООО «Триглав»- обувной профиль, ООО «Эталон» — столярный профиль, центральная районная аптека Кировского района № 321, ГБ № 7– санитарный профиль,

Профессиональная ориентация представляет собой часть трудовой подготовки.

Методы профессионально ориентационной работы в процессе обучения достаточно многообразны, к ним относятся:

1.Занятия в мастерских с сообщением определенных сведений профессионально-ориентированного характера.

2.Введение профессионально-ориентированного материала в обычный урок.

  1. Профессионально ориентационный урок или беседа.
  2. Занятия в кружках.
  3. Экскурсии на предприятия, профессиональные учебные заведения, на выставки, в службу занятости.
  4. Участие во Всероссийских и областных конкурсах мастерства.
  5. Встречи со специалистами учреждения СПО, специалистами службы занятости.

С 14 лет ребенок с ОВЗ или инвалидностью становится субъектом мероприятий, направленных на его профессиональную ориентацию, профессиональное обучение. Это закреплено частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

К профориентационной работе должны быть привлечены организации здравоохранения, необходимость  учета их состояния здоровья и рекомендаций МСЭ в индивидуальной программе реабилитации инвалида, содержащих заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

 Задачи решаемые в школе:

  • Формирование установок на труд и позитивного отношения к труду.
  • Развитие общетрудовых качеств и навыков.
  • Формирование базовых ценностей, норм и правил поведения.
  • Формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки

Развитие установок и мотиваций на показанные виды трудовой деятельности.

  • Развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показных видах трудовой деятельности.
  • Сглаживание и ликвидация неадекватных установок по отношению к показанным видам трудовой деятельности.
  • Содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора.

Согласно приказа Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности», установлен перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности

Методические рекомендации содержат перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности

Указанный перечень носит рекомендательный характер, не ограничивая при этом рациональное трудоустройство инвалидов в других профессиях и должностях.

Методические рекомендации могут быть основой:

подбора видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидам специалистами учреждений медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ), реабилитации инвалидов, образования, службы занятости, а также общественных организаций инвалидов, осуществляющих профессиональную ориентацию и содействие трудоустройству инвалидов;

рационального трудоустройства инвалидов;

Для инвалидов с интеллектуальными нарушениями могут быть рекомендованы следующие виды труда:

а) по характеру рабочей нагрузки на инвалида и его усилий по реализации трудовых задач – физический труд;

б) по форме организации трудовой и профессиональной деятельности — регламентированный (с определенным распорядком работы);

в) по предмету труда — «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек — художественный образ»;

г) по признаку основных орудий (средств) труда — ручной труд, машинно-ручной труд;

д) по уровню квалификации — неквалифицированный труд (уборка, ремонт, доставка, подсобные работы, сортировка, упаковка, маркировка, комплектование, погрузо-разгрузочные работы);

ж) по сфере производства – преимущественно на мелких промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, в художественных промыслах, в строительстве.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИНВАЛИДАМ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ С УЧЕТОМ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Бондарь 11208
  2. Брошюровщик 11284
  3. Буфетчик
  4. Выжигальщик по дереву 11554
  5. Выжигальщик рисунков 11555
  6. Вышивальщик по коже и меху 11581
  7. Вышивальщица 11583
  8. Вязальщик 11592
  9. Гардеробщик 11633
  10. Гладильщик 11676
  11. Грузчик 11769
  12. Дворник 11786
  13. Заготовщик 12001
  14. Заготовщик бумажных пакетов 12013
  15. Изготовитель шаблонов 12493
  16. Исполнитель художественно-ортопедических изделий 12600
  17. Комплектовщик белья 12841
  18. Комплектовщик деталей игрушек 12845
  19. Комплектовщик деталей и изделий из бумаги 12847
  20. Комплектовщик изделий 12851
  21. Комплектовщик изделий и инструмента 12853
  22. Комплектовщик карандашей и стержней 12857
  23. Комплектовщик материалов, кроя и изделий 12861
  24. Комплектовщик моделей 12867
  25. Комплектовщик пряжи, ткани и изделий 12875
  26. Комплектовщик товаров 12882
  27. Комплектовщик фарфоровых и фаянсовых изделий 12886
  28. Конюх 13108
  29. Копировщик 13113
  30. Кроликовод 13205
  31. Кружевница 13209
  32. Курьер 13247
  33. Кухонный рабочий 13249
  34. Маляр 13450
  35. Маляр по отделке декораций 13452
  36. Маркировщик 13460
  37. Мозаичник 14506
  38. Мойщик посуды 14506
  39. Муляжист 14761
  40. Обойщик мебели 15252
  41. Овощевод 15415
  42. Оператор машинного доения 15699
  43. Оформитель игрушек 16405
  44. Оформитель табло, виньеток и альбомов 16409
  45. Переплётчик 16519
  46. Печатник брайлевской печати 16544
  47. Плетельщик мебели 16665
  48. Подготовитель белья для глажения 16711
  49. Подсобный рабочий 16771
  50. Пошивщик кожгалантерейных изделий 16927
  51. Рабочий бюро бытовых услуг 17525
  52. Рабочий зеленого строительства 17530
  53. Рабочий по обслуживанию бани 17541
  54. Рабочий плодоовощного хранилища 17542
  55. Рабочий по благоустройству населенных пунктов 17543
  56. Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 17544
  57. Машинист по стирке и ремонту спецодежды 17545
  58. Рабочий по уходу за животными 17546
  59. Рабочий ритуальных услуг 17550
  60. Разрисовщик игрушек 17681
  61. Раскрасчик изделий 17736
  62. Ретушер 18065
  63. Садовник 18103
  64. Садовод 18104
  65. Санитар ветеринарный 18111
  66. Санитарка (мойщица) 18112
  67. Сборщик 18116
  68. Сборщик бумажных изделий 18130
  69. Сборщик верха обуви 18132
  70. Сборщик игрушек 18155
  71. Сборщик изделий из кожи и меха 18163
  72. Сборщик изделий из пластмасс 18165
  73. Сборщик низа обуви 18209
  74. Сборщик обуви 18213
  75. Сортировщик 18626
  76. Сортировщик бумажного производства 18634
  77. Сортировщик в производстве карандашей 18636
  78. Сортировщик изделий, полуфабрикатов и материалов 18651
  79. Сортировщик сырья, материалов и изделий 18688
  80. Уборщик мусоропроводов 192255
  81. Уборщик производственных и служебных помещений 19258
  82. Уборщик территорий 19262
  83. Уборщик изделий 19280
  84. Укладчик-упаковщик 19293
  85. Цветовод 19524
  86. Чистильщик обуви 19575

 На сегодняшний день выпускники имеют возможность продолжить образование по следующим направлениям в учебных заведениях среднего профессионального образования г. Екатеринбурга.

-ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса», «Швея»;

-ГБПОУ СО Социально-профессиональный техникум «Строитель», «Садовник», «Маляр Штукатур»,  «Облицовщик-плиточник»,  «Столяр строительный Плотник».

-Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина, «Маляр строительный»

-Екатеринбургский экономико-технологический колледж , «Швея»  «Обувщик по ремонту обуви»;

-ГБОУ СПО СО     «Уральский  техникум автомобильного транспорта и сервиса», «Столяр, Сборщик изделий из древесины».

Взаимодействие с учреждениями среднего профессионального образования г. Екатеринбурга

Участие в областном конкурсе профессионально-трудового мастерства «Труд-формула успеха»

План профориентационной работы ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 3» на 2017-2018 учебный год

Анализ профориентационной работы 2011-2013 учебный год

Анализ профориентационной работы 2014-2015 учебный год

Анализ профориентационной работы 2015-2016 учебный год

Анализ профориентационной работы за 2016-2017 учебный год

Модель социализации детей с недостатками умственного развития

Конкурс «Лучший по профессии» октябрь 2016г